Школьников научат геодезии, навигации, картографии, геоинформатике и применению результатов космической деятельности: молодыми учёными МИИГАиК создано направление “геоинформатика” в детских технопарках - “Кванториумах”

2015-12-02

2015-12-02

Открытие первого детского технопарка Кванториум ГеоКвант DATA-квантум Геоинформатика. Андрей Белоусов, Наталья Комарова, Фёдор Шкуров (МИИГАиК)

На фото (слева-направо): директор технопарка Югры Юрий РЕУТОВ, помощник Президента России Андрей БЕЛОУСОВ, губернатор Югры Наталья КОМАРОВА с будущей "кванторианкой", проректор МИИГАиК Фёдор ШКУРОВ   Ученик 7 класса Кирилл рассказывает Губернатору Югры Наталье КОМАРОВОЙ о возможностях контроля сжигания попутного газа в регионе по космическим снимкам

Первые в России детские технопарки "Кванториум" открылись 28 ноября 2015 года в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске в рамках стратегической инициативы Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Новая модель системы дополнительного образования детей», одобренной Президентом России Владимиром Путиным на Наблюдательном совете АСИ 27 мая 2015 года.

Технопарк в Ханты-Мансийске открывали губернатор Югры Наталья КОМАРОВА, помощник Президента России Андрей БЕЛОУСОВ, заместитель Министра образования и науки Вениамин Каганов, представители Агентства стратегических инициатив Светлана ЧУПШЕВА и Дмитрий ПЕСКОВ, представители Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК). Первый "Кванториум" гостям презентовала лидер инициативы - Марина РАКОВА.

Среди основных направлений на базе детского технопарка представлены: робототехника, геоинформатика*, энергетика, IT и хакинг, авиамоделирование, беспилотный транспорт, космонавтика, нейротехнологии, нанотехнологии, биотехнологии и другие. Технопарки оснащены новейшим оборудованием и программным обеспечением, позволяющим создавать роботов, тараканов-киборгов, картографические сервисы, беспилотные летательные аппараты и многое другое.

В рамках разработанного МИИГАиК направления «DATA-квантум: Геоинформатика» школьники получат знания, которые позволят им понять основы устройства окружающего мира, законы развития природных явлений, научатся применять современные геоинформационные технологии. Смогут реализовывать индивидуальные и коллективные проекты в сфере исследования социальной среды и окружающего мира; использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки; собирать данные об объектах на местности; разрабатывать проекты, направленные на улучшение качества жизни в регионе; изучать отдельные процессы,  природные и техногенные явления. Обучение возможно по нескольким проектным траекториям по выбору учащегося: «Мой дом-Земля: познавая Мир», «Чрезвычайный дежурный: оберегая Мир», «ГеоПатруль: меняя Мир», «Астроном: познавая Вселенную».Впервые школьникам будет доступно рассказано о том, как применяются геопространственные технологии (геодезия, навигация, дистанционное зондирование, картография и геоинформатика) в повседневной жизни, на Земле и в космосе. После прохождения обучения дети смогут сами формулировать требования к данным и технологиям будущего, которые им нужны уже сейчас для реализации проектов на Земле.

На открытии направление «Data-квантум: геоинформатика» представил проректор по инновационному развитию Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) Фёдор ШКУРОВ. Он рассказал о российских технологиях, доступных детям для изучения, проектных траекториях и возможностях, открывающихся для детей, прошедших программу, о пользе этого направления для региона. Первые "кванторианцы", обученные аспирантами и преподавателями МИИГАиК, продемонстрировали знания о российской группировке  спутников ГЛОНАСС, ДЗЗ, наземной инфраструктуре, видах пространственных данных и применении технологий для решения исследовательских задач. Рассказали о своём первом опыте применения геопространственных технологий и пространственных данных, продемонстрировали свои наработки гостям. Живой интерес родителей и детей вызвала представленная образовательная технология т.к. получаемые знания и навыки применимы во всех сферах деятельности человека и способствуют формированию геопространственного мышления.

Образовательная программа направления «Data-квантум: геоинформатика» разработана МИИГАиК при технологической поддержке российских компаний «СКАНЭКС»ГК «GEOSCAN»,«NextGis»«Цифровая Земля». Представителям ОРКК был продемонстрирован потенциал данного образовательного направления исходя из задач развития рынка применения результатов космической деятельности, формирования кадрового потенциала для отраслей, применяющих геопространственные данные и сервисы российской спутниковой группировки.

Создание детских технопарков стало возможным благодаря соглашению, подписанному в июне 2015 года на Петербургском международном экономическом форуме между правительством Ханты - Мансийского федерального округа - ЮГРЫ и Агентством стратегических инициатив. Сеть детских технопарков получит свое развитие и в других регионах России - Республики Татарстан, Алтайском крае, Московской и Новосибирской областях. Интерес к проекту также проявили Республика Башкортостан, Хабаровский и Краснодарский края, Ульяновская, Липецкая, Свердловская и Саратовская области.

По всем вопросам, связанным с приведённым  материалом: rugeo@miigaik.ru

* Геоинформатика (нем. Geoinformatik, англ. Spatial Informatics, GeoInformatics)- имеет  три аспекта развития и интерпретации.

1. Научное направление, основанное на интеграции математики, информатики и наук о Земле, изучающее пространственно- временные явления (структуру, связи, элементы, динамику) на Земле и применимое для аналогичных исследований других объектов космического происхождения.

2. Прикладное направление, связанное с разработкой технологий и систем  для изучения и управления процессами и явлениями окружающего мира.

3. Производство (в первую очередь картографическое) информационных продуктов специального и коммерческого назначения, используемых в картографическом производстве и в других сферах как инструмент анализа и поддержки принятия решений.

Существенное развитие и взаимный перенос знаний геоинформатики инициируются не только за счет методов информатики, но и за счет научных дисциплин, таких, как геодезия, фотограмметрия, картография, география.

Источник: Энциклопедия "Геодезия, картография, геоинформатика, кадастр", Том I (А-М), под общей редакцией А.В. Бородко, В.П. Савиных., г. Москва, Издательство Геодезкартиздат, 2008

____________
При подготовке материала использованы фотографии Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Службы новостей Ugranow.ru.

Фотографии с мероприятия:

Официальный Интернет-портал Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК)
Информация © МИИГАиК, 2002–2016 portal@miigaik.ru
Разработка © Управление информатизации МИИГАиК